Сайт Антона Крохмальника
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Главная » Статьи » Мои статьи

КИНЕСИЧЕСКОЕ РЕЧЕНИЕ КАК ОСОБАЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Термин «кинесическое речение» является вербальной репрезентацией жестикуляции как явления «языка тела», под которой понимают «все жесты рук, «язык рук», а также многие другие действия: например, собеседник открывает двери, вынимает сигареты и т. д.» [1]. Это значит, что в свою очередь все кинесические речения могут быть условно разделены на соматические и инструментальные единицы. Первая группа компонентов обозначает жесты, производимые лишь при помощи различных частей тела (руки, ноги, голова, туловище в целом), а вторая группа представляет собой те единицы, в которых наличествуют определенные вспомогательные предметы, как явленные в высказывании, так и подразумеваемые в семантике определенных слов. Например, к первой группе можно отнести контексты со следующими высказываниями:

Князь наклонился в знак уважения и признательности (Л.Н. Толстой «Война и мир»);

– Я так себе объясняю. Que voulez-vous?... – Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе (Л.Н. Толстой «Война и мир»);

Фрол, черный, как обугленный пень, махнул рукой (М.А. Шолохов «Поднятая целина»)

Краска выступила на желтоватых щеках Пилата, и он спросил по-латыни:  – Как ты узнал, что я хотел позвать собаку? – Это очень просто, – ответил арестант по-латыни, – ты водил рукой по воздуху, – арестант повторил жест Пилата, – как будто хотел погладить, и губы... (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Ко второй группе относятся следующие контексты с соответствующими кинесическими речениями:

Мы чокнулись, выпили и принялись за еду (В.В. Вересаев «Без дороги»; подразумевается ритуальное действие с участием предметов для распития алкогольных напитков, чаще всего – бокалов);

Немедленно исчезла со стола старая скатерть в желтых пятнах, в  воздухе, хрустя крахмалом, взметнулась белейшая,  как  бедуинский бурнус, другая, а Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо,  но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева: – Чем буду потчевать? (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; компонент с явным проксемическим оттенком, поскольку в ходе акта коммуникации происходит преобразование пространства, в котором принимают участие две скатерти);

Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более  почетному  гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок  из  его  руки  и  стал читать (Л.Н. Толстой «Война и мир»; как и в первом примере, в производстве кинемы принимают участие рука одного из коммуникантов и лист с текстом кантаты).

С другой стороны, кинесическое речение, реализованное в пространстве текста в кинесическом компоненте, «мыслится скорее как визуализация, а не действие, как «побочная репрезентация», а не процесс» [2]. Отсюда следует, что кинесическое речение реализуется лишь в акте коммуникации, должно восприниматься взглядом. По характеру передаваемой информации и по способу воспроизведения кинесические речения, а также кинесические компоненты могут относиться к различным классификационным параметрам. Так, например, все кинесические речения могут быть однонаправленными и взаимонаправленными, среди которых можно выделить синхронную и терминальную группу. Кроме того, можно выделить симметричные (участники коммуникации одновременно либо терминально совершают одинаковые действия) и асимметричные (второй жест представляет собой реакцию на первый жест) структурные группы.

Однонаправленными являются кинесические речения, не встречающие ответной невербальной реакции кинесической природы:

Из всех же прискучивших  ему [князю Андрею – А.К.]  лиц,  лицо его хорошенькой  жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой,  портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Пример взаимонаправленного синхронного речения приведен выше (из романа В.В. Вересаева «Без дороги», ситуация чокания).

Взаимонаправленное терминальное кинесическое речение представляет собой невербальный комплекс кинесического характера:

– Молчи, – ответил Пилат, – возьми денег. Левий отрицательно покачал головой, а прокуратор продолжал: – Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил […] Пилат значительно поднял палец, лицо Пилата дергалось (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; кинесические единицы разделены репликой Понтия Пилата).

Симметричные и асимметричные кинесические компоненты отчасти соотносимы с синхронными и терминальными компонентами и различаются по схожести выполняемых действий.

В научной литературе жестами могут именоваться практически любые невербальные коммуникативные акты [3], однако, по словам психолога Е.П. Белинской, «под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук» [4, с. 53]

Применительно к прагматическому аспекту использования жестов можно выделить гендерную составляющую ряда подобных единиц, в частности, особое невербальное поведение женщины, направленное на самопрезентацию путем использованию символизирующих их атрибутов:

Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что-либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она  сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку,  которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой  она  поправляла  брильянтовое  ожерелье;  поправляла  несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на  Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение,  которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке (Л.Н. Толстой «Война и мир»);

– Charmant, – прошептала маленькая  княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть рассказа мешают  ей продолжать работу (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Таким образом, кинесическое речение и кинесический компонент реализуются как особые структурно-функциональные комплексы. Грамматическая классификация компонентного состава кинесических речений многопланова и требует отдельного изучения.

 

Литература

1.      Жестикуляция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kinesika.narod.ru/kinesika/gestikulacia.html

2.      Кристева, Ю. Жест: практика или коммуникация? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ec-dejavu.ru/gesture.htm

3.      Крейдлин, Г.Е. Жесты глаз и визуальное коммуникативное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ec-dejavu.ru/gesture.htm

4.      Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: antony1984 (05.05.2009) | Автор: Антон Юрьевич Крохмальник
Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz