Сайт Антона Крохмальника
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Главная » Статьи » Мои статьи

Основные параметры реализации голоса в художественных текстах

Основные параметры реализации голоса в художественных текстах

Крохмальник А.Ю. (г. Гомель, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»)

 

Интерпретация фонационных компонентов, или лексических комплексов, выражающих основные параметры голоса, прежде всего происходит с учетом эмоционального состояния говорящего, а также его скрытых или явных интенций касательно получения и передачи различной информации. Аудиальные способы мышления важны для любого человека, но «особенно для эмоциональных типов» [1, с. 19]. В данном случае анализ происходит по таким голосовым параметрам, как громкость и высота звука, темп речи, ритм речи, пауза и интонация [2]. При этом интонация является, пожалуй, наиболее существенной голосовой характеристикой []. Более того, «голос человека несет слушателю помимо слов и как бы между словами широчайший ассортимент информации о разнообразных психофизических свойствах, состояниях и намерениях говорящего» []. С лингвистической точки зрения можно выделить три основных направления реализации фонационных параметров при передаче голоса: атрибуция голоса (например, восторженный  голос, испуганные голоса, сипло-придушенный голос), голосовая предикация (воскликнул, бормотал, хрипел, озлобился, шепнула) и голосовая предикация с атрибуцией, представленная наибольшей частью фонационных компонентов (сказал глуховато, неохотно сказал, любезно сказал, говорил всегда лениво, сказала  она таинственным шепотом, сердито  прокричал, кинул ласково, громко упрекнул, воскликнул с лукавой ужимкой).

Коммуникативно значимые изменения голоса обусловлены выполнением целого ряда функций:

Выражение позитивного и негативного эмоционального всплеска (– Мне война влилася... – и опять перешел на крик: – У Гаева детей одиннадцать штук! М.А. Шолохов «Поднятая целина»; – Голубчик,  Денисов! – взвизгнула  Наташа,  не  помнившая  себя  от восторга,  подскочила  к  нему,  обняла  и  поцеловала  его. Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Интенция получения определенной интересующей информации (– Зачем это нужно? – изумленно спросил дядя и юмористически поднял брови. В.В. Вересаев. Без дороги; - Кто идет? - окрик тревожный в тишине. М.А. Шолохов «Донские рассказы»)

Сообщение адресату определенной информации, в том числе поощрение одних действий и запрет других (– Времена  ноне  не те, воровство везде огромадное... – Это председатель сказал настоисто так и выжидательно; а тут сзади поддерживали: – Старый  негож... М.А. Шолохов «Донские рассказы»; – Здоровье  государя  императора! –  крикнул  он [граф – А.К.],  и в ту же минуту добрые  глаза  его  увлажились  слезами  радости  и восторга. Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Выражение определенного эмоционального отношения к собеседнику в целом либо к его отдельным поведенческим актам (  Charmant, – прошептала маленькая  княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть рассказа мешают  ей продолжать работу. Л.Н. Толстой «Война и мир»; – Славно, Вера, ей-богу, славно! – воскликнул я, обеими руками крепко пожимая ее руки и любуясь ее счастливо улыбавшимся лицом. В.В. Вересаев «Без дороги»)

Непроизвольное выражение чувств коммуниканта, т. наз. внутренняя реакция (– Да ты не экай! – озлобился секретарь, и даже голос у него дрогнул. – А ты что предлагаешь? М.А. Шолохов «Поднятая целина»; –При вольной жизни я бы зараз, может, свой автомобиль держал! – с горечью заговорил после минутного молчания хозяин. М.А. Шолохов «Поднятая целина»;  – Полноте,  полно,  что  вы? – шептали  испуганные голоса. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Таким образом, можно выделить следующие виды реляционных окрасок фонационных компонентов, или разновидностей характера отношений одного из субъектов коммуникации к своему партнеру или ситуации: 1) позитивная эмоциональная окраска; 2) позитивная информационная окраска; 3) негативная эмоциональная окраска; 4) негативная информационная окраска; 5) негативная внутренняя реакция

В текстах художественной литературы зачастую встречаются и авторские описания голосовых характеристик героев как объективно присущие им (Говорил он [Гагин – А.К.] так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается. И.С. Тургенев «Ася»), так и ситуативно обусловленные, при этом важна передача всего комплекса чувств и переживаний героя (Голос Андрея, как звук натягиваемой струны, поднимался все выше,  выше, и казалось, что вот-вот  он  оборвется. М.А. Шолохов «Поднятая целина»).

 

Литература:

 

1.       Мегедь, В.В. Наука вербального и невербального общения [Текст] / В.В. Мегедь // Психология и соционика межличностных отношений. – 2005. – №7. – С. 17-22.

2.       Формановская, Н.И.  Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н.И. Формановская. – М..: Издательство ИКАР, 2005. – 2-е изд. – 250 с.

3.       Психология общения (Практические рекомендации для экспертов и руководителей) // Сайт Научно-методического центра Отдела образования Приморского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://sinmun.narod.ru/zayabkahtml.htm. –  Дата доступа: 12.01.2009.

4.       Морозов, В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи [Текст] / В.П. Морозов // Психологический журнал. – 2001. –  Т. 22. – № 6. – С. 48-63.



Источник: http://antony1984.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: antony1984 (11.02.2009) | Автор: Антон Юрьевич Крохмальник
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz